Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Направления развития экономики 4
1.1. Сущность и понятие экономики 4
1.2. Основные экономические теории 5
Глава 2. «Мейнстрим» и альтернативные направления экономической теории 11
2.1. Понятие «мейнстрима» экономической теории 11
2.2. Современные направления экономической науки 14
Заключение 23
Список использованных источников 25
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В последние годы в литературе едва ли не общим местом стал рост критических настроений в отношении положения дел в современном мейнстриме – основном русле экономической науки. Все увереннее пробивает себе дорогу мнение о том, что представители магистрального течения полностью отрешились от изучения реалий хозяйственной жизни и занимаются лишь разгадками интересных только им самим математических головоломок. Однако подобная громкая риторика отвлекает внимание от крупных изменений, происходящих в мейнстриме, оставляющих все меньше поводов для такого рода претензий. На фоне ожесточенной критики магистрального течения возрос интерес к альтернативным по отношению к основному руслу направлениям экономической мысли, обобщенно именуемым гетеродоксией. К сожалению, теоретико-методологический ландшафт гетеродоксии изучен недостаточно. Еще менее проработан вопрос о возможных перспективах интеграции наработок, появившихся в гетеродоксальном «лагере», в мейнстрим.
Целью данной работы является исследование современных экономических учений.
Задачами данной работы являются:
- изучение сущности экономики;
- изучение существующих основных теорий экономики;
- изучение понятия «мейнстрима» в экономике;
- изучение современных направлений экономической науки.
Глава 1. Направления развития экономики
1.1. Сущность и понятие экономики
Смысл и сущность экономики понимается в двух значениях:
1. Экономика – как научная дисциплина.
2. Экономика – как особая многоуровневая система, предназначением которой является производство, распределение, а также потребление различных благ (услуг и товаров).
Основными категориями экономической науки являются следующие: производство, потребление, обмен, блага, потребности, ресурсы и т.д.
Под производством подразумевается создание человеком каких-либо благ: материальных или нематериальных. Любое производство невозможно без наличия определенных экономических ресурсов – человеческих, финансовых или прочих. При этом сущность современной экономики заключается именно в том, чтобы использовать эти ресурсы максимально эффективно и рационально.
Экономическую науку делят на макроэкономику и микроэкономику. Предметом обеих научных дисциплин является изучение закономерностей протекания экономических процессов. Однако микроэкономика делает это на уровне отдельного небольшого предприятия (или семьи), а макроэкономика – на уровне страны, региона или всего мира.
Экономические ресурсы – это, по сути, те же блага. Однако они используются человеком не для непосредственного потребления, а для производства других благ.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Баженов Г.А. Методологическая дифференциация направлений австрийской школы: маргинализация или интеграция с мейнстримом? / Известия Уральского государственного экономического университета. 2015. № 6. C. 14–22.
2. Вулли Ф. Феминистский вызов неоклассической экономической теории / THESIS. 1994. № 6. С. 77–100.
3. Либман А. Современная экономическая теория: основные тенденции / Вопросы экономики. 2007. №
4. C. 36–54. 4. Мальцев А. Российское сообщество экономистов: особенности и перспективы // Вопросы экономики. 2016. № 11. C. 135–158.
5. Мальцев А.А., Баженов Г.А. Теоретико-методологическая архитектура российского сообщества академических экономистов / Известия Уральского государственного экономического университета. 2016. № 4. С. 13–22.
6. Мальцев А.А. Экономические идеи и мирохозяйственная среда: ретроспектива взаимодействия. Екатеринбург: Издательство УрГЭУ, 2014. C. 272–276.
7. Раквиашвили А.А. Нейробиология и новые возможности экспериментальной экономики / Вопросы экономики. 2015. № 12. С. 124–137.
8. Alston R.M., Kearl J.R., Vaughn M.B. Is there a consensus among economists in the 1990s? / American Economic Review, 1992. Vol. 82. No. 2. Р. 203–209.
9. Boettke, P. Living Economics: Yesterday, Today, and Tomorrow. Oakland: The Independent Institute, 2012.
10. Colander D. The making of an economist redux / Journal of Economic Perspectives. 2005. Vol. 19. No. 1. Р. 175–198.
11. Colander D. The Making of Economist. Redux. Princeton: Princeton University Press, 2007.
12. Colander D., Holt R., Rosser B. The Changing Face of Mainstream Economics. 2003. http://community.middlebury.edu/~colander/articles/Changing%20Face%20of%20 Mainstream%20Economics.pdf
13. Colander D., Klamer A. The making of an economist / Journal of Economic Perspectives, 1987. Vol. 1. No. 2. Р. 95–111
14. De Benedictis L., Di Maio M. Schools of thought and economists’ opinions on economic policy. Unpublished manuscript, 2012. http://www.siecon.org/online/wpсontent/uploads/2012/08/ DeBenedictis-DiMaio.pdf.
15. Frey B.S., Humbert S., Schneider F. What is economics? Attitudes and views of German economists / Journal of Economic Methodology, 2010 Vol. 17, No. 3. Р. 317–332.
16. Gordon R., Dahl G.B. Views among economists: Professional consensus or pointcounterpoint? / American Economic Review: Papers and Proceedings, 2013. Vol. 103. No. 3. Р. 629–635
17. Mearman A. Who Do Heterodox Economists Think They Are? University of the West of England Working Paper. 2009. No. 915.
18. Whaples R. Do economists agree on anything? Yes! / The Economists’ Voice, 2006. Vol. 3. No. 9. Р. 1–6.
19. White A. It’s a maths maths world! / Student Economic Review, 1993 Vol. 7. Р. 1–5.